Как правило, ассоциируется с женским полом, на что обратил внимание еще отец медицины Гиппократ.
Истерию также нередко связывали с сексом, рассматривая их как явления, имеющие между собой причинно-следственную связь, что, кстати, во многих случаях соответствует действительности. Сексуальные нарушения, носящие характер истерии, часто выявляются у женщин, причем они составляют определенный процент таких женских расстройств, как вагинизм, диспареуния (болезненность, ощущаемая во время полового акта), аноргазмия, холодность, ощущение нечувствительности влагалища, эротомания, исчезновение либидо, повышенная чувствительность половых органов, мнимая беременность. Поскольку под понятием истерии скрываются различные болезни, практически она может подразумевать наличие расстройств любого рода, в том числе и сексуальных.
У мужчин истерия встречается крайне редко. Мужская истерия подобно женской бывает источником всевозможных болезненных нарушений, в том числе и сексуальных. Таким образом, можно говорить об истерической преждевременной эякуляции, истерической импотенции, мнимом гомосексуализме.
Сексолог, наблюдая пациентов-мужчин, сталкивается со всеми вариантами истерии: истерическим характером, истерическим неврозом и истерическими реакциями. Иногда они создают значительные диагностические затруднения, позволяя прояснить механизм истерии лишь после длительного контакта с пациентом. Бывает, однако, что истерическая природа обнаруженных расстройств распознается быстро, - тут многое зависит от того, как ведет себя конкретный мужчина.
Мужской истерический характер отличается от женского.
В нем меньше театральности, экспрессии, и, наоборот, больше посторонних, внешних влияний.
У мужчин более глубокими являются также эмоциональная незрелость, духовная зависимость от матери (ненарушенность "психологической пуповины"), обостренное восприятие отношения к его мужественности, сексуальной эффективности и самооценке в роли сексуального партнера.
Истерический характер чрезмерно превозносит образ идеального Я и менее объективен по отношению к собственному реальному Я.
Существует также противоречие между тенденцией к завышению чувства собственной ценности (самооценки) и оценкой со стороны окружающих. В половой жизни повышенное ощущение самоценности включает в себя, например, убежденность в превосходстве над женщинами, фаллический культ, переоценку значения своего сексуального опыта и мужской привлекательности. В партнерских союзах оно выражается в чувстве превосходства над партнершей, в сознании, будто мужчина является для нее подлинным "сокровищем", обладание которым должно преисполнять ее чувством постоянной благодарности.
От женщины ожидают обожания, преклонения, обслуживания в повседневной жизни, выполнения желаний, оправдания надежд, похвал и признательности за сексуальную жизнь, наконец всяческой поддержки собственной персоны - и все это при отсутствии стремления что-либо дать ей. Чрезмерно высокая самооценка такого мужчины склоняет его к поступкам, превосходящим реальные возможности, и к направлению своего интереса на женщин, не являющихся ему ровней. Такая жизненная позиция порождает многочисленные стрессы и неудачи. Отсутствие признания и восхищения со стороны женщин провоцирует агрессивность по отношению к ним, а предъявление к себе чрезмерных требований в сексуальной сфере приводит к неудачам в половой жизни. В партнерских союзах с такими мужчинами неизбежны частые конфликты. Истеричный партнер демонстрирует эмоциональную незрелость, изменчивость в настроениях, решениях, поверхностность в чувствах, не давая подруге ощущения постоянства, опоры. Вину за все конфликты он стремится возложить на женщину, проявляя полную неспособность к подлинному партнерству.
Истерический невроз у мужчин, равно как у женщин, охватывает все известные сексуальные расстройства, обязанные своим возникновением главным образом механизму конверсии. Этот механизм реализует перенос, преображение страха, возникающего в ходе внутренних конфликтов, в соматические симптомы, такие, как нарушение эрекции, преждевременная эякуляция и т.п. Он способствует снижению уровня страха, является формой самозащиты от него, а также символическим выражением подсознательного внутреннего конфликта.
Так, например, эякуляция до совокупления может означать страх перед возможной оценкой партнершей совместимости их половых органов, иначе говоря: "У меня преждевременная эякуляция, значит, из-за нее дело не дойдет до близости, и ты не сумеешь оценить мою анатомию". Расшифровка такого "символического языка" в случае сексуальных расстройств бывает чрезвычайно трудна и действительно может порождать проблемы, особенно с учетом того, что конкретное нарушение имеет несколько десятков теоретических причин возникновения.
Распознание истерического невроза возможно при выполнении следующих условий: болезнь начала развиваться, когда пациенту еще не исполнилось 30 лет: причины расстройств не носят органического характера: налицо минимум 25 из 60 симптомов, охватывающих многие, главным образом несексуальные, функции организма. Диагностические критерии такого рода позволяют констатировать, что истерические неврозы у мужчин встречаются реже, нежели истерические характеры и реакции. С последними сексолог в повседневной работе сталкивается гораздо чаще. Истерическая реакция заключается во внезапном, резком проявлении сексуального расстройства с сопутствующей ему паникой и чересчур амбициозной трактовкой этого расстройства мужчиной, который зачастую ставит свое "быть или не быть" в зависимость от его излечения.