- мы страшно отстали от большинства стран Запада;
- необходимо легализовать порнографию, публичные дома, секс-шопы;
- онанизм и групповой секс следует трактовать как естественные формы половой жизни;
- секс нужно отделить от любви и эмоциональных связей. Он может быть целью самой в себе, без ненужных сложностей, может носить спортивный характер;
- партнеры должны признавать право друг друга на сексуальную свободу, а не требовать верности, которая невозможна и не нужна;
- измены необходимы для придания привлекательности постоянной связи;
- в сексуальной сфере каждый волен делать то, что считает нужным, а все нормы и принципы надлежит отбросить как пережиток прошлого.
Такие и подобные взгляды доминируют во время дискуссий в молодежных клубах, а также содержатся во многих письмах, присылаемых в журналы.
Я занимаюсь публицистической и лекторской деятельностью начиная с 1967 г. и заметил, что перечисленный набор практически не меняется.
За этими взглядами кроется несколько характерных причин.
У одних они выражают поиск цели и смысла сексуализма, т.е. носят скорее познавательный, теоретический характер. Эти лица с помощью дискуссии провоцируют конфронтацию разных взглядов и воспринимают аргументированные доводы. У других мысли такого рода отражают их собственные сексуальные потребности. Половое возбуждение в молодом возрасте нередко приобретает оргиастический оттенок. Хочется испытать как можно больше, а отсюда и отношение к противоположному полу как к "полигону" для отработки различных сексуальных навыков.
А чтобы как-то смягчить грубый физиологизм своих потребностей, вокруг них выстраивают соответствующую идеологию, которая используется также для подавления сопротивления со стороны сексуального партнера путем внушения ему, что только такое поведение дает возможность почувствовать себя "современным" и освободиться от всевозможных табу и норм.
Еще одна причина - позерство
Когда человек кичится собственным нонконформизмом, "современностью" взглядов, - это и есть определенная поза, преследующая цель завоевания высокой позиции в данной среде. Нередко эта потребность возникает в результате отсутствия достижений в иных областях, недостатка успешных эмоциональных связей, а иногда и страха перед увлечением, но это может быть и одна лишь маска нонконформизма, благодаря которой человек обретает ощущение элитарности и превосходства над "середняками" и "мещанами". Подобной позе могут сопутствовать сексуальные действия, соответствующие провозглашаемым взглядам, но случается, что она ограничивается одними разговорами на эту тему. Нередко за таким позерством скрываются личные проблемы, например затруднения в половой жизни, холодность, импотенция.
Исследования, посвященные источникам сексуального просвещения, однозначно свидетельствуют, что тут по-прежнему превалирует сверстническая среда, в которой высокую позицию занимают именно позеры, зачастую являющиеся лишь теоретиками в этой области. Тем не менее для других они могут стать авторитетами, формирующими их взгляды.
Сфера сексуальной жизни многократно становилась объектом разного рода исследований.
В том числе изучались взгляды и личная жизнь упомянутых позеров по прошествии некоторого времени. Что же оказалось? Как явствует из американских наблюдений (самые тщательные и с привлечением наибольших контингентов опросы проводились в США), эти нонконформисты и "революционеры" через определенный период времени превращаются в таких же типичных "мещан", с которыми раньше так рьяно боролись. В своей жизни они руководствуются самыми традиционными нормами и, что интересно, прививают их своим детям. Таким образом, нонконформизм ограничился лишь молодежным периодом. С момента достижения жизненной стабильности, обзаведения своих домом эти люди становятся носителями совершенно иных установок и взглядов. Можно ли сказать, что они созрели в психологическом плане?
Безусловно, взгляды некоторых изменяются по мере взросления, что представляется очевидным, но зачастую их мнимая революционность исчезает вместе с исчезновением причины, порождающей позерство. Им уже не нужно бороться за престиж в своей молодежной среде, отпала необходимость любой ценой выделиться, ушла потребность в игре - началась новая жизнь, полная своих проблем и обязанностей. Случается также, что кое-кто из позеров обжигается на собственных "убеждениях", особенно если им бывает суждено по-настоящему влюбиться. Пока они искали в сексуальных приключениях лишь удовольствия, взгляды такого рода были им полезны, однако теперь они начинают испытывать потребность в защите своих чувств, в постоянстве любовной связи и ожидают от партнера поведения, дающего им ощущение безопасности.
В своей врачебной практике я неоднократно сталкивался с подобными "революционерами", в которых узнавал участников прежних дискуссий. Они превращались в совершенно других людей. Оказалось, что за провозглашаемыми ими тогда взглядами скрывались совершенно иные причины, а нередко и личные проблемы.
Все сказанное выше отнюдь не означает, что говорить об указанных в начале раздела мнениях не имело смысла, поскольку традиции, мол, все равно победят. Hет, этим спорным взглядам необходимо уделять внимание. Ведь многие люди продолжают их исповедовать на протяжении всей своей жизни независимо от возраста и накопленного опыта. Правда, это уже нечто другое, не имеющее ничего общего с позерством, обусловленным пребыванием в той или иной среде.
Сексуальное позерство не является особенностью, присущей исключительно юному возрасту, оно отмечается и у вполне зрелых лиц. Мотивировка при этом остается той же. Недовольство положением в своей профессиональной среде может способствовать принятию определенной позы в интимной сфере, другие же прибегают к ней для удовлетворения разбуженных сексуальных потребностей либо при запоздалом старте в половую жизнь. Так называемая вторая и третья молодость также часто вспоминает о перечисленных выше взглядах, так как усиленно ищет идеологию, которая должна оправдать вновь вспыхнувшие потребности.