Свойство объекта или явления действительности, которое отражается в человеческом сознании и переживается им, вызывая чувство удовольствия, наслаждения, страсти.
Восприятие красоты осуществляется чаще всего при созерцании, но в этом процессе могут участвовать также и обоняние, осязание, слух. Чувство красоты, стремление к ней свойственно человеку с древности. Способность к эстетическому восприятию действительности стала, очевидно, предпосылкой и к её эстетическому отражению, то есть привела к возникновению изобразительного и прикладного искусства, в котором с наибольшей яркостью и полнотой прославляется красота человека и, в частности, физическая.
Высшей степенью красоты, выражением её эстетической сущности является прекрасное, споры о котором начались в глубокой древности и продолжаются по сей день. В Древней Греции существовало учение о калокагатии kalos — прекрасный + agathos — добрый . Прекрасным считалось то, что нравилось своей формой и структурой, а также моральные качества и ценности: идеи, чувства, поступки, нравственность. Греки разработали ряд интересных теорий понимания прекрасного. Так, пифагорейцы утверждали, что мир построен по законам математики, поэтому прекрасное — это свойство меры и числа, а гармония заключается в математических отношениях составных её частей и означает их созвучие, единство. От Сократа идёт представление о том, что красива та вещь, которая соответствует своему назначению. Эта идея красоты как функциональности получила особенное распространение в Древнем Риме.
Понимание прекрасного, в том числе телесной красоты человека, пристрастия и вкусы людей меняются в зависимости от определённой эпохи, социальной и географической среды. Так, в Древней Греции высшей ценностью и символом прекрасного стал человек с гармоничными, совершенными пропорциями. Красота человека стала одной из главных тем греческого изобразительного искусства. Западноевропейское средневековье породило совершенно иной идеал, трактовавший прекрасное как воплощение духовной красоты. При полном безразличии к красоте тела особое значение придавалось лицу. Главным украшением его считался высокий лоб и широко раскрытые глаза — зеркало вечной, бессмертной души. Непокрытые волосы, особенно у женщин, воспринимались как символ развращённости. Культура эпохи Возрождения по сравнению с античностью или средневековьем стала более феминизированной. Возросла роль женщины в обществе, её красота стала цениться наравне с её обаянием, общей культурой, образованием. Тема прекрасной дамы становится ведущей в литературе и изобразительном искусстве, а эталонами в понимании красоты становятся золотые волосы и карие глаза воспеваемых женщин. Венецианки этой эпохи специально красили волосы, добиваясь модного цвета или оттенка.
Во все последующие столетия за эталон человеческой красоты принимались гармония, совершенство и пропорциональность всех частей тела. С наибольшей полнотой стремление человечества к красоте отразилось в изображении женского тела. Причём расширение технических возможностей живописи дало начало поиску отображения красоты тела не только через достоверность проработки деталей, форм и фактуры, но и через всю палитру и насыщенность красок, их сочетания и оттенки, через форму линий.
Красоту любимого человека индивид воспринимает всеми органами чувств: черты лица и цвет глаз, формы тела и пластика движений, звук голоса и запах волос — всё это может бесконечно пленять, восхищать, очаровывать. Как бы ни была пленительна красота внешнего облика человека, она не может стать единственной основой глубокого, сильного, неугасающего с годами чувства. Физическое совершенство поистине прекрасно только тогда, когда оно сливается с духовной красотой человека. Красота порождает любовь, любовь же творит мир по законам красоты. Красота может даровать надежду отчаявшемуся, может обогатить человека цветами прекраснейших чувств. Ф. М. Достоевский, всю жизнь мучительно решавший проблемы истины, нравственности, добра и зла, выразил надежду в том, что красота спасёт мир.