Различные формы отклонений от общепринятых в рамках данной этнической культуры форм полового поведения, не относящиеся к болезненным состояниям.
Этим девиации отличаются от половых извращений. Отдельными сексологами сексуальные девиации определяются как сексуально-эротические нарушения, при которых половое возбуждение или оргазм достигается с помощью атипичных или культурно-запрещенных действий. Известный польский сексолог К. Имелинский под сексуальными девиациями понимает нарушения в сфере сексуальных фантазий и форм поведения во взаимоотношениях с реальным или воображаемым партнёром.
Сексуальные девиации классифицируют как отклонения в отношении объекта влечения педофилия, эфебофилия, геронтофилия, зоофилия, фетишизм, трансвестизм, гомосексуализм, транссексуализм, инцест, нарциссизм, пигмалионизм, некрофилия и др. и отклонения в способе реализации влечения садизм, мазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм и др. . Часто сексуальные девиации определяются как всякое отклонение от нормы в половом поведении. Но необходимо помнить, что отношение общества к разнообразным формам сексуального поведения, то есть понимание его нормы, менялось в течение различных общественных культур и эпох. Если до средневековья в целом отношение к сексуальным девиациям было вполне терпимым, а многие из них даже поощрялись, то позднее оно резко изменилось. В средние века всякое отличие сексуального поведения от нормы считалось "от дьявола" и преследовалось церковью. Описанные в 16 в. французским врачом А. Пере различные способы сексуального удовлетворения женщины были признаны аморальными, а самому А. Пере чудом удалось спасти свою жизнь.
В дальнейшем общественное мнение постепенно смягчалось, терпимость к сексуальным девиациям увеличивалась, но и до настоящего времени сохраняется различная степень осуждения девиантного поведения: от высмеивания до уголовного наказания. В объяснении причин возникновения сексуальных девиаций существует много различных теорий врождённые нарушения, эндокринные и органические повреждения, следствие заболеваний и др. , но ни одна из них полностью не объясняет природу их возникновения. На практике же чаще всего наблюдается сочетание нескольких факторов, что и легло в основу дизонтогенетической концепции их возникновения.
К появлению девиантных форм сексуального поведения и переживания могут приводить условно-рефлекторные связи, возникающие в период становления сексуальности или в период начала половой активности. При этом не всегда удаётся четко определить границы нормы и патологии. Если какой-то раздражитель запах, музыка, часть одежды связан или сочетается с сильными сексуальными переживаниями, то в дальнейшем в силу ассоциативных связей он сам становится стимулом, сигналом для сексуального контакта с партнёром. Но если этот же раздражитель становится непременным условием полового удовлетворения, то это уже девиация. Крайне важно различать половые извращения и половые изощрения. Так, например, орогенитальные контакты, если они применяются в стадии предварительных ласк и укладываются в диапазон приемлемости обоих партнёров, могут быть расценены как рафинированная форма подготовительной стадии и отнесены к крайним вариантам нормы.
В других случаях те же орогенитальные контакты, если они в малейшей степени неприятны одному из партнёров, должны быть расценены как отклонение, чреватое опасностью невротизации. И наконец, если орогенитальные действия при наличии резко отрицательной установки всё же проводятся одним из партнёров как средство морального и физического унижения и насилия над личностью и при этом вытесняют и замещают половой акт коитус в форме генитального взаимодействия, они должны быть отнесены к половым извращениям садомазохистского типа см. Садомазохизм . Наличие сексуальной девиации может оказывать сильное влияние на личность человека. Осознание человеком своих отличий в поведении и ощущениях очень часто приводит к возникновению внутреннего конфликта, сила которого зависит от отношения общества к той или иной девиации. Если человек не может справиться с конфликтом или с девиацией, то это может привести или к самоубийству, или к развитию вторичной невротизации и психопатизации личности из-за постоянной борьбы с собой. В таком случае необходимы консультация и лечение у врача-сексолога.