Функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода
Включающая биологический вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка и социальный воспитание ребёнка — будущего гражданина своей страны аспекты. Повсюду в природе цель и следствие половой жизни — произведение потомства, и только человек пытается противиться этому закону, отражением чего является разделение функции современной женщины на роли женщины-любовницы и женщины-матери.
Современная женщина в силу экономических, социальных, психологических и других причин может выбирать: иметь детей или нет. Обществу же недостаёт того, что принято называть материнским началом. Уменьшение потребности в материнстве — одно из негативных следствий эмансипации. Реальность такова, что иногда воспитание детей для женщин становится неприятным грузом, они им занимаются, не желая того или наспех. Боязнь родить ребёнка, взгляд на ребёнка как на обузу, оборачиваются как против него самого, так и против семьи и общества в целом. Последнее может лишиться всяких перспектив на будущее, если не будет воспроизводить себя, совершенствоваться с каждым новым поколением путём гармонического развития людей, здоровых физически и духовно. В этом плане значение материнства бесценно для общества и не может быть ничем компенсировано при его игнорировании. Ребёнок должен быть желанным, но это, как правило, возможно только в семье, где супруги любят друг друга и осознают высокую миссию женщины, предназначенную ей природой, — быть матерью и воспитательницей своих детей. Семья, не имеющая детей , как правило, не может быть счастлива в полной мере.
Наиболее благоприятное время для рождения первого ребёнка — 20 — 28 лет. Беременность и роды приводят к перестройке не только организма женщины, но и её психики. Плод, развивающийся в чреве матери на протяжении многих месяцев, является частью тела матери и не может быть представлен в отрыве от него. Именно из внутреннего единства матери и ребёнка у женщины возникают первые собственно материнские чувства, из которых главнейшее — забота о ребёнке. Став матерью, женщина не должна забывать и о муже. Она должна относиться к нему в определённой мере как ко взрослому ребёнку. Такое отношение убеждает мужчину, что ребёнок не вытеснил его из сердца жены. Эта уверенность способствует тому, чтобы помогать жене в уходе за ребёнком всё активней и результативней.
Забота матери о ребёнке "многосторонняя. Всё, что она делает для ребёнка, формирует её новые материнские качества. Утоляя чувство голода ребёнка, следя за его чистотой, мать удовлетворяет не только потребности ребёнка, но и свои собственные. Единство, установившееся между матерью и ребёнком с первых дней его существования, со временем изменяется, приобретает новые формы, становится просто привязанностью, но это навсегда останется единством матери и ребёнка. Нарушение этого эмоционального единства пагубно сказывается не только на ребёнке, но и на самой матери. Известно немало случаев, когда мать, передав грудного ребёнка на воспитание другим людям, лишается собственно материнских чувств общение матери с ребёнком на уровне чувств не только делает ребёнка человеком, но и женщину превращает в мать . От первых чувств, которыми мать обменивается с ребёнком и которые становятся его первыми жизненными уроками, мать по законам, данным ей природой, переходит к более сложному общению с ребёнком — обучению, которое не в состоянии обеспечить в полной мере ни отец, ни кто-либо другой.
Это обучение начинается с речи. Приобщая ребёнка к речи и вслушиваясь в звуки, произносимые ребёнком, только мать в состоянии понять, что именно хочет выразить ребёнок. С помощью речи мать вводит ребёнка в мир людей, с которыми ему предстоит жить, помогает увидеть этот мир не только "снаружи", но и "изнутри", не только открывает перед ним явления, но и помогает ему постичь их суть. Мать не просто направляет ребёнка на какие-то поступки, но и своими комментариями учит оценивать их, что в мире взрослых, куда вступает ребёнок, играет первостепенную роль. Гармонически развитая личность никогда не довольствуется достигнутым: оценивая себя и других, она изыскивает в себе новые резервы для достижения более значимых результатов. Не следует смешивать чувство удовлетворения от проделанной работы с чувством самоудовлетворения. Эти первые уроки самооценки также даёт своему ребёнку мать, побуждая его к новым положительным поступкам и оберегая от поступков неверных. Благодаря речи ребёнок чувствует себя уверенно в мире взрослых, речь помогает ребёнку ощутить себя индивидуальностью со своими особыми желаниями и потребностями.
Материнство — наиболее важная и необходимая для нормального функционирования общества работа. Мать стоит у истоков такого важного в жизни каждого человека качества, как умение правильно ориентироваться в социальной среде. Кто мы такие, как взаимодействуем с другими людьми, что можно позволить себе, а что нельзя — это и многое другое, что помогает человеку жить полноценной жизнью, в немалой степени зависит от того, насколько правильно был социально сориентирован ребёнок в детстве. Вместе с первыми социальными понятиями ребёнок должен получить первые представления о справедливости и несправедливости, добре и зле, первые представления о морали и нравственности и т. д. Первой даёт это ребёнку опять-таки мать. Равным образом неоценима роль настоящей матери в разумном половом воспитании детей.
Мать — начало начал каждой семьи, и поэтому естественно, что ребёнок прислушивается прежде всего именно к матери, в ней ищет свою главную опору, у неё получает первые уроки жизни. Вот почему важно, чтобы мать очень внимательно подходила к запросам своего ребёнка, сама вместе с ним проходила по "ступенькам" социальной ориентации от простого "мне не хочется, но я должна сделать" до выработки в нём начал мировоззрения и критериев нравственности. От матери в огромной степени зависит, станет ли жизнь ребёнка счастливой или будет исковеркана, вырастет ли из него полноценный человек или в его лице обществу уготована обуза. Мать, подарившая ребёнку не только жизнь, но и нормальное детство, сумевшая воспитать Гражданина, может быть спокойна за его будущее.