Задержки психосексуального развития, проявляющиеся отставанием сроков становления сексуальности от возраста ребёнка.
Обычно выделяют 3 варианта ретардации. Соматогенные задержки имеют биологическую основу и связаны с отставанием в половом развитии. Грубые расстройства эндокринной системы могут привести даже к асексуальности, то есть полному выпадению сексуальных компонентов в психическом развитии личности.
Психогенные задержки вызваны различными нарушениями в становлении психики, включая общее отставание психического развития. Наиболее часто они обусловлены аномалиями характера психопатиями, патохарактерологическим развитием личности и т. д. . Тормозящее влияние психопатии заметно уже на этапе формирования полоролевого поведения, а максимально проявляется при становлении психосексуальных ориентаций. Так, робость, застенчивость, нерешительность, впечатлительность, слабость побуждений, свойственные психастенической, астенической или шизоидной психопатиям, затрудняют контакты с окружающими в том числе и сексуальные , а крайняя изменчивость эмоций, способность к яркому фантазированию, недостаток волевых качеств в сочетании с трудностями общения способствуют формированию и закреплению заместительных форм половой активности например, стойкому регулярному онанизму в сочетании с сексуальными фантазиями, просмотром соответствующих изданий и фильмов .
Социогенные ретардации психосексуального развития чаще всего наблюдаются при гармоничном психофизическом развитии личности, но неправильном половом воспитании. Привитие ребёнку мысли, что всё, связанное с полом, — постыдное и грязное, ограничения в общении со сверстниками, негативная реакция на любые проявления сексуальности ребёнка, воспитание у него отношения к "телесному низу" как к чему-то порочному, непристойному нередко искажают этапы психосексуального развития и деформируют личность.
Ретардации являются одним из вариантов несвоевременного становления сексуальности, то есть асинхроний психосексуального развития, отражающих дисгармоничность созревания. Указанные 3 варианта сексуальных ретардаций относят к простым асинхрониям, которые редко встречаются изолированно. Гораздо более часты сочетанные асинхронии, когда задержка обусловлена действием нескольких факторов. Для сложных асинхроний характерно совмещение нормального соматического полового созревания с задержкой становления сексуальности либо, наоборот, преждевременного психосексуального развития с соматической ретардацией.
В детстве задержки психосексуального развития не привлекают особого внимания родителей или педагогов и воспринимаются как показатели благополучного воспитания. Такие дети не проявляют полового любопытства, а полоролевые игры сведены у них к минимуму или вообще отсутствуют. При этом у них происходит правильное становление полового самосознания I этап психосексуального развития и формируется адекватная половая роль II этап . Ретардации становятся более заметными в подростковом возрасте , когда затрудняется формирование психосексуальной ориентации. В дальнейшем половоеполовоелибидополовое влечение либидо как у мужчин, так и у женщин не достигает зрелости, оставаясь на стадиях платонического или эротического либидо.
В ряде случаев полоролевые игры "в семью" , "дочки-матери", типичные для детей 5 — 7 лет, из-за трудностей общения со сверстниками переносятся на школьные годы. "Недоигравшие" в своё время дети группами и поодиночке продолжают увлечённо играть в куклы, порой даже в старших классах. Вместе с тем эти игры уже качественно отличаются от полоролевых игр дошкольников, поскольку осведомлённость в вопросах пола к этому возрасту выше, а гормональный уровень существенно изменяется. Эти игры заполняют "брешь" в становлении сексуальности, формируя ролевые установки. Однако совпадение игр с гормональной активностью может привести к формированию суррогатных форм реализации либидо и искажению направленности полового влечения. Наибольший процент сексуальных ретардаций приходится на этап формирования психосексуальных ориентаций III этап психосексуального развития .
Так, задержки преимущественно на эротической стадии становятся одним из важнейших механизмов возникновения сексуальных девиаций. Неправильное половое воспитание и другие отрицательные влияния микросексуальной среды приводят не только к социогенным ретардациям, но и к нарушениям формирования психики ребёнка и подростка в целом.
Обычно женщины значительно больше, чем мужчины, страдают от чрезмерной "бдительности" воспитателей на всех этапах становления сексуальности. У мужчин же, испытывающих серьёзные проблемы уже при первых сексуальных контактах, нередко можно выявить своеобразный психологический барьер, затрудняющий интимные отношения с противоположным полом. Как правило, это результат неразвитости платонической и эротической коммуникаций. Отсутствие практических навыков, которые они не смогли получить в процессе становления сексуальности, значительно затрудняет общение с партнёршей ещё на платоническом уровне, а гармоничный переход к эротической близости с последующим сексуальным контактом практически невозможен.
В результате без истинного сексуального влечения, не умея заранее программировать, а по ходу общения с партнёршей корректировать своё поведение, они идут на половую близость, заведомо обречённую на неудачу. Все их попытки, минуя платоническое общение и эротический контакт с партнёршей, сразу "перескочить" к сексуальным отношениям принимают утрированный, подчас нелепый характер, отталкивая большинство женщин. В редких случаях с помощью благожелательной партнёрши удаётся преодолеть все трудности подготовительного периода, но сам половой акт коитус обычно заканчивается неудачей, усиливая у мужчин чувство сексуальной неполноценности. Особенно наглядно выраженные задержки психосексуального развития проявляются отсутствием у мужчин семяизвержения эякуляции и оргазма, несмотря на значительную длительность половых актов. Основным методом лечения ретардаций психосексуального развития является психотерапевтическая коррекция.