Направленность полового влечения либидо , определяющая выбор сексуального партнёра и особенности полового поведения.
Формируется с раннего детства. Образ идеального партнёра первоначально ориентирован на внешние признаки и является сплавом эротически значимых, но разнородных качеств, а его формирование завершается появлением влюблённости в объект, похожий по нескольким признакам на идеал, отвечающий идеальным установкам личности. Формирование установки происходит в эротических межполовых контактах танцы, объятия, поцелуи, телесные ласки, вплоть до петтинга .
Ко времени наступления половой зрелости завершается формирование психосексуальной ориентации. Сложившаяся психосексуальная ориентация отличается высокой стабильностью, и её изменение в последующем оказывается возможным лишь в известных пределах при переживании кризисных ситуаций см. Импринтинг .
В реальной практике половых отношений всегда были и имеются люди с извращённой психосексуальной ориентацией — гомо- или бисексуальной .
Причиной отклонений сексуальной ориентации могут быть: условия воспитания и чувственные впечатления в детстве, когда ребёнок находится под гиперопекой матери и в какой-то мере отвергается отцом; воспитание ребёнка в духе недоверия, пренебрежения к противоположному полу; запечатление чувственного удовлетворения нередко с оргазмом с партнёром того же пола при первичной реализации сексуальной потребности совместный онанизм у детей ; вынужденное длительное пребывание в однополой школе ученицы в школе Сапфо на острове Лесбос, монахи и монахини в монастырях, заключённые в тюрьмах, лагерях и др. ; равнодушное отношение к, противоположному полу с сосредоточенностью на собственных сексуальных переживаниях; патологические сдвиги в функционировании эндокринных органов, в особенности на уровне деятельности половых желёз, и ситуационные личностные сексуальные акцентуации характера.
В профилактике возможных отклонений от нормы в сфере психосексуальной ориентации важное место отводится правильному половому воспитанию, скорректированному с учётом полноценных для общефизического, психического и нравственного развития условий.