Девиация сексуальная, при которой половое удовлетворение достигается в процессе причинения партнёру физической боли или психических страданий.
Маркиз де Сад систематизировал все известные ему к тому времени сообщения об использовании механических средств при половом акте, в частности блоков, лебёдок и подъёмников, применяемых для создания различных позиций во время полового акта и используемых для истязания. Он был автором психологических романов на тему сексуальных отклонений например, "Жюстина" и "Жюльетта" , в которых проповедовал право человека на наслаждение без всяких ограничений и раскаяний, а также восхваляя ничем не ограниченное сексуальное поведение, которое даже в преступлении находит сексуальную стимуляцию. Всё это и было причиной появления определительного термина для подобного поведения человека.
Садизм заключается в том, что сексуальное наслаждение возникает в ситуации, связанной с доминированием и беспрекословным подчинением себе партнёра, овладением им и подчинением его в такой мере, что ему можно даже причинять боль и унижения. Господство над человеком как особая форма связи с ним создаёт садисту чувство удовлетворения, причём формы господства нередко могут быть как в социальном, так и в индивидуальном плане выгодными для подчиняемого. Контекст сексуальной ситуации, в которой партнёр в соответствии с волей садиста испытывает унижение или боль, подтверждающие власть и господство садиста над своим партнёром, вызывает у него выраженное сексуальное возбуждение и последующее особое наслаждение, сопряжённое с сознанием неограниченной власти над подчинённым себе человеком.
Садизм, благодаря его связи с агрессией, в какой-то мере предрасполагает к совершению половых преступлений с применением насилия. Элементы сексуального садизма, видимо, присутствуют в так называемом сексуальном сценарии многих людей, но реализовать их на практике всё же решаются немногие. Однако в том случае, когда внешние обстоятельства позволяют садисту легализовать своё полное господство над другим человеком, садизм перестаёт существовать в игре воображения и начинает применяться в повседневной практике. Это имело место во времена рабства, средневековых работорговли и инквизиции, фашистских концлагерей. Убийство с целью получения сладострастных переживаний является крайним проявлением садизма. Наслаждение и сексуальное удовлетворение в этих случаях достигаются убийством жертвы, что является крайним выражением исполнения над ним полной власти. Такие формы садизма являются половыми извращениями.
Иногда неосознаваемые садистские наклонности могут лежать в основе задержки семяизвержения эякуляции или отсутствия его при половом сношении коитусе , если поведение женщины не соответствует его сексуальным наклонностям. Последствиями проявления садистских наклонностей может быть и полный отказ от половых сношений или холодное, безэмоциональное наблюдение за протеканием сексуального возбуждения у партнёра. Обычно мужчина как активный сексуальный партнёр стремится перестроить женскую психику в момент близости на свой эротический лад, подчинить её своему желанию, порой преодолевая даже некоторое, пусть и мнимое, сопротивление женщины, что только повышает его самооценку и придаёт чувство уверенности.
Несмотря на кажущуюся раскованность в действиях большинства мужчин, определённая сдержанность в реализации скрытых побудительных мотивов всё же присутствует, а в случаях садизма эти внутренние тормоза отсутствуют и желание полной власти над объектом страсти может не знать ограничений. Обычным проявлением садизма является нанесение психической или физической боли партнёру, а в проявлениях садизма по отношению к неживым предметам сексуальная фантазия девианта беспредельна. Следует отметить, что проявления садизма могут иметь место и у женщин, часто достигающих наслаждения от созерцания унижений партнёра, теряющего чувство собственного достоинства. Формы садизма крайне разнообразны: от мыслительного представлений о жестоких действиях по отношению к женщинам и даже их мысленного убийства до случаев некрофилии, вампиризма, бертранизма.